Детский сад №64 г. Новокузнецк

Автоматизация звуков С Сь в связной речи

ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВ С, СЬ

Работа с текстами:

1. Прослушать или прочитать вслух текст.

2. Дать полные ответы на вопросы.

3. Прослушать текст еще раз.

4. Пересказать текст.

Сосна

В лесу стояла высокая сосна. Сосна была сухая. Вася и Костя спилили сосну. Остался от сосны высокий пень.

ВОПРОСЫ:

1) Где стояла высокая сосна?

2) Какая была сосна?

3) Что сделали Вася и Костя?

4) Что осталось от сосны?


Осень

Наступила осень. Поля, леса и сады опустели. Листья осы­пались. Улетели на юг весёлые гости - соловьи и аисты. Все насекомые спят до весны. Скоро выпадет первый снег.

ВОПРОСЫ:

1) Какое время года наступило?

2) Что случилось с полями, лесами и садами?

3)  Куда улетели соловьи и аисты?

4)  Кто спит до весны?

5) Когда выпадет первый снег?

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

1) Каких насекомых ты знаешь?

2)  Какие ещё птицы улетают на юг осенью?

3) Почему птицы улетают на юг?


с-сь

Люсинакукла

Была у Люси кукла Настя. Сломалась люсина кукла. Отбился у Насти нос. Люся сильно расстроилась. А потом подумала и купила пластилин. Из светлого пластилина Люся слепила кукле носик.







ВОПРОСЫ:

1) У кого была кукла Настя?

2) Почему Люся расстроилась?

3) Что отбилось у куклы?

4) Что купила Люся?

5) Что слепила из пластилина Люся?

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

1) Что ещё можно слепить из пластилина?

2) С какими игрушками любят играть девочки?

3) С какими игрушками любят играть мальчики?

95



Хитраялиса

Лиса бежала по полю. Её увидели собаки и погнались за ней, вот-вот настигнут. Алиса резко свернула в сторону и спряталась в кустах. Собаки пронеслись мимо, не увидели лису.

ВОПРОСЫ:

1) Где бежала лиса?

2) За кем погнались собаки?

3) Куда лиса свернула?

4) Где спряталась лиса?

5) Почему собаки пронеслись мимо лисы?

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

1) Что ест лиса?

2) Что едят собаки?

3) Почему собаки погнались за лисой?


Сом

Купила Алиса сома. Сварила Алиса суп из сома. На обед Алиса пригласила гостей — Васю и Симу. Алиса угос­тила их мясным салатом и супом из сома. Обед был вкусный. Гости съели всё и похвалили Алису.

ВОПРОСЫ:

1) Кто купил сома?

2) Что сварила Алиса из сома?

3)  Кого пригласила Алиса на обед?

4) Чем угостила Алиса гостей?

5) Почему гости похвалили Алису?

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

1) Каких рыб ты ещё знаешь?

2) Что ещё можно приготовить на обед?


Испугались

Света и Стёпа сидели в саду на скамейке. Там на них накину­лась собака. Света испугалась и стала плакать.

Она осталась сидеть на месте, а Стёпа схватил сухой сук. Собака испугалась и спряталась в кустах. После этого Стёпа успокоил Свету.

ВОПРОСЫ:

1) Где сидели Света и Стёпа?

2)  Кто на них накинулся?

3)  Почему Света стала плакать?

4)  Как Стёпа отогнал собаку?

5) Где спряталась собака?

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

1) Зачем люди заводят собак дома?

2) Каких ещё домашних животных ты знаешь?


Тосинсуп

Тося сварила фасолевый суп. Пригласила Тося обедать свою сестру Соню.

Поставила Тося на стол миску с супом. Села Тося вместе с Соней к столу. Стали они обедать.

Ест Соня суп и хвалит Тосю. Вкусный суп сварила Тося.

ВОПРОСЫ:

1) Какой суп сварила Тося?

2) Кого пригласила Тося обедать?

3) Куда поставила Тося миску с супом?

4) С кем Тося села к столу?

5) Почему Соня хвалила тосин суп?

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

1) Что ещё можно сварить в кастрюле?

2) Что можно пожарить на сковородке?


Совёнок

Сева и Максим гуляли в лесу. Они увидели: маленький совёнок свалился с высокой сосны. Сева и Максим подняли совёнка и отнесли его к себе домой.

Спустя семь дней совёнок подрос и стал сильней. Сева и Максим выпустили совёнка в лесу, и он сам полетел к своей сосне.

ВОПРОСЫ:

1) Где гуляли Сева и Максим?

2) Что они увидели в лесу?

3) Куда Сева и Максим отнесли совёнка?

4)  Спустя сколько дней совёнок подрос и стал сильней?

5) Где выпустили совёнка Сева и Максим?

6)  Куда полетел совёнок?

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

1) Что едят совы?

2)  Где они живут?

3) Каких ещё лесных птиц ты знаешь?


Подруги

Настя и Света учатся в одном классе. Они сидят за одной партой.

Алиса умеет рисовать красками. Она нарисовала картину «Весна в лесу».

Света умеет лепить. Она слепила из пластилина собаку, слона и сову.

Свои работы Алиса и Света отнесли на классную выставку.

ВОПРОСЫ:

1) С кем сидит за партой Алиса?

2) Чем умеет рисовать Алиса?

3) Какую картину она нарисовала?

4)  Что умеет делать Света?

5) Из чего она слепила собаку, слона и сову?

6) Куда отнесли свои работы Алиса и Света?

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

1) Чему учатся в школе?

2) Сколько лет надо учиться в школе?

3) Куда можно пойти учиться после школы?


- Сонинакомната

У Сони есть своя комната. Там стоит стол со стулом и постель. На окне стоят растения: кактус, фикус и аспарагус. На стене ви­сит полка с сониными книгами.

Есть в комнате маленькая скамейка, на ней любит сидеть кот Васька.

Соня любит свою комнату и сама убирает её, поливает рас­тения.

ВОПРОСЫ:

1) У кого есть своя комната?

2) Что стоит в сониной комнате?

3) Что стоит на окне?

4)  Что висит на стене?

5) Кто любит сидеть на маленькой скамейке?

6)  Как Соня следит за порядком в своей комнате?

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

1) Какая мебель есть в твоей комнате?

2) Как ты следишь за порядком?


Верныйдруг

У Анфисы была собака Бустя. Они всегда гуляли вместе. Один раз Анфиса с Бустей прогуливалась около реки. Анфиса стояла близко от воды и хотела сорвать василёк. Она потянулась к ва­сильку. Бустя сидела на берегу.

Вдруг Анфиса упала в воду и стала тонуть. Бустя бросилась в воду. Она схватила Анфису за сарафан и поплыла к берегу. Так Бустя спасла Анфису.

ВОПРОСЫ:

1) У кого была собака Бустя?

2) Где прогуливались Анфиса с Бустей?

3) На каком расстоянии стояла Анфиса от воды?

4) К чему потянулась Анфиса?

5) Где сидела Бустя?

6) Почему Бустя бросилась в воду?

7) Как Бустя спасла Анфису?




ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВ С — СЬ И ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ЗВУКОВ С — Ш

Ослы

Все ослы всегда упрямы, Все не слушаются мамы. Не хватает в мире слов Уговаривать ослов!

В. Гай, Ф. Лев

Гусиноевойско

По узкой тропинке гусиным шажком

Гусиное войско шагает гуськом.

Гусиное войско в гусином строю

В атаку идёт под команду мою. (^р* -

А. СанинI I ^


Шарфик

Шёл я лесом и боялся... Чей-то шарфик мне попался. Сразу лес нестрашным стал. — Эй, кто шарфик потерял?

Г. Виеру

Черепаха

Черепаха всех смешит, Потому что не спешит. Но куда спешить тому, Кто всегда в своём дому?

Б. Заходер

Утром

Проснулся утром малыш, Начал свой день трудовой. Проснулся сонный камыш, Шумит над тихой водой.

Л. Парамонова




Пудель

Был у старушки породистый пёс — Косматые уши и стриженый нос. Полгода не стригся простуженный пёс. Полгода не стригся и шерстью оброс.





Сонясоня

Соня очень любит спать. Соню соней стали звать. Соня - соня спит весь день, Погулять ей даже лень. — Посмотри-ка, Сонюшка, На дворе-то солнышко! М. Лепилина


Сом -^j

Под корягой, под мостом Жил в реке усатый сом. Он лежал на дне часами, Шевеля во сне усами.

Кастрюля

Кастрюля новая стоит И, словно солнышко, блестит. Кастрюле новой Соня рада, Для кукол суп сварить ей надо.




Прочитай (повтори) стихотворение. Найди в нем слова — родственники слова ЛИСА и подчеркни их.

У лисы, у лисоньки пятеро лисят. Все лисятки с мамою поиграть хотят. Хвост пушистый лисий симпатичен им: «Мы такой же хвостик с шубкою хотим!»

Л. Парамонова




Прочитай (повтори) стихотворение. Найди в нем слова —родственники слова ОСЁЛ и подчеркни их.

У осла голова ослиная,
Большие ослиные уши,
Ослиная шёрстка недлинная.
Осёл не всегда послушен. ^

Л. Парамонова / т


ДЛЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ЗВУКОВ С — Ш

Оса

Алиса нашла осу. У осы было полосатое брюшко и шесть но­жек. Алиса посадила осу на большой лист. Оса сидела-сидела, а потом улетела.

ВОПРОСЫ:

1) Кого нашла Алиса?

2) Какое брюшко у осы?

3) Сколько ножек у осы?

4) Куда посадила Алиса осу?

5) Что сделала оса?

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

1) На кого очень похожи осы?

2) Как защищается оса?

3)  У каких насекомых восемь ножек?


Дружба

У Саши была собака Шарик. Саша и Шарик дружили. Однаж­ды Саша и Шарик пошли искупаться. Саша подошёл к воде, поскользнулся и упал в воду. Шарик бросился за Сашей. Так Шарик спас Сашу.

ВОПРОСЫ:

1) У кого была собака Шарик?

2) Куда пошли Саша и Шарик?

3) Что случилось с Сашей?

4)  Как Шарик спас Сашу?

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

1) Ты умеешь плавать?

2) Как и где можно научиться плавать?

3) Какие животные умеют плавать?





Шишки

Настя и Костя пошли в лес. В лесу валялось много сосновых шишек. Настя и Костя собрали шишки в сумки и отнесли домой. Дети потом покрасят шишки и повесят на новогоднюю ёлку.






ВОПРОСЫ:

1) Куда пошли Настя и Костя?

2) Какие шишки валялись в лесу?

3) Во что собирали Настя и Костя шишки?

4) Зачем дети будут красить шишки?

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

1) Что ещё полезного и нужного можно найти в лесу?

2) Чем украшают новогоднюю ёлку?





in



Опоздали

Наступил декабрь. Выпал пушистый снежок. Ребята собирались в школу. Вышли водвори стали играть в снежки. Настоящий бой пошёл — только держись!

Но вот ребята вспомнили про школу. Прибежали, а там уже все в классах сидят и уроки начались. Вот тебе и снежки!

ВОПРОСЫ:

1) Когда выпал пушистый снежок?

2)  Куда собирались ребята?

3) Во что стали играть ребята?

4) Про что вдруг вспомнили ребята?

5) Что было в школе, когда туда прибежали ребята?

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

1) Почему нельзя опаздывать на урок?

2) Когда ребятам надо было поиграть в снежки?


Кот

Жил у бабушки кот Васька. Был он полосатый, с пушистым хвостом. Васька умел хорошо ловить мышей и крыс. Только услышит Васька шуршание или писк- насторожится и ждёт. Вась­ка часто ловил неосторожных мышей и крыс себе на ужин.

ВОПРОСЫ:

1) Кто жил у бабушки?

2) Какие у Васьки были шёрстка и хвост?

3) Что умел Васька?

4)  Что мог услышать Васька?

5)  Кого часто ловил Васька себе на ужин?

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

1) Зачем люди заводят дома котов?

2)  Что едят коты?

3) Почему надо ловить мышей и крыс?


Мыши

У тёти Сони в сарае есть мыши. Они едят масло, сыр и сало, поэтому доставляют тёте Соне много неприятностей. Тётя Соня решила посадить кота в сарай.

Кот Барсик сидел в сарае всю неделю. И все семь дней в сарае шла настоящая охота. После этого в сарае совсем не осталось мышей.

ВОПРОСЫ:

1) В чьём сарае есть мыши?

2) Какие неприятности доставляют мыши тёте Соне?

3) Что решила сделать тётя Соня?

4) Сколько времени Барсик сидел в сарае?

5) Что происходило в сарае?

6) Кого совсем не осталось в сарае?

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

1) Каких домашних животных ты знаешь?

2)  Какую пользу они приносят человеку?


Подарки

Саша принёс подарки к Новому году. Сестре Ксюше подарил большую собаку. Младшим братьям Саша купил два самоката. Маме Саша подарил красивый шерстяной свитер. А ребята при­готовили Саше альбом со своими рисунками.

ВОПРОСЫ:

1) Что принёс Саша?

2) Что Саша подарил сестре Ксюше?

3)  Кому Саша купил два самоката?

4)  Какой свитер подарил Саша маме?

5) Что приготовили дети Саше в подарок?

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

1) Когда наступает Новый год?

2) Как его празднуют?

3) Какие подарки ты хочешь получить на Новый год?


Рысь

Рысь — это большая и опасная лесная кошка. Весной рысь находит место для логова. Там у неё появляются два или три рысёнка.

Рысь — хорошая мама. Она кормит рысят молоком, чистит их, согревает теплом своего тела. Вскоре рысь начинает приносить рысятам маленьких пташек и мышей. Рысята мало едят мяса, они больше играют. А потом рысь выводит рысят на охоту.

ВОПРОСЫ:

1) Кто такая рысь?

2) Когда рысь находит место для логова?

3) Сколько рысят может быть у рыси?

4) Как рысь ухаживает за рысятами?

5) Кого приносит рысь рысятам в логово?

6) Что делают рысята с мясом?

7) Кого выводит рысь на охоту?

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

1) Каких хищников ты знаешь?

2) Зачем в лесу нужны хищники?




ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ С — СЬ И ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ЗВУКОВ СЬ — Щ



Почтовыйящик

На скамейку я встаю, Еле ящик достаю. Открываю ящик — Голубой блестящий Посыпались из ящика Письма настоящие.

А. Шибаев




Двагусака

Шлёпают гуськом Гусак за гусаком. Смотрит свысока Гусак на гусака. Ой, выщиплет бока Гусаку гусака! Л. Николаенко


Подарилисобаку

Нет, не просто подарили, Он идет смешной-смешной,

В день рожденья подарили Путается в лапах,

Очень славного щенка! Подрастет щеночек мой —

Он малюсенький пока... Настоящий он, живой!


Весна

Сияет солнце, воды плещут, На всём улыбка, жизнь во всём, Деревья радостно трепещут, Купаясь в небе голубом.

Ф. Тютчев

Проблема

Серый щенок сидит на ступеньке, Смотрит с тоской на последние деньги. Косточку хочет себе он купить, Но считать не умеет. Как ему быть?

Н. Заславская


Г ТЕКСТЫ ^х



- Наогороде

На огороде растут овощи. Рядом со свеклой посажена редиска. В середине огорода растёт щавель и салат.

К обеду с огорода Люся принесла кисленький щавель и душис­тый чеснок.

Осенью с огорода соберут урожай. Сложат все овощи в ящики и спустят их в подвал, чтобы они дольше сохранились свежими.

ВОПРОСЫ:

1) Что растёт на огороде?

2) Что посажено рядом со свеклой?

3) Где растёт щавель и салат?

4) Что принесла Люся к обеду?

5)  Когда соберут урожай?

6) Куда сложат все овощи?

7) Зачем овощи спустят в подвал?

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

1) Какие ещё овощи ты знаешь?

2) Какие блюда готовят из овощей?


Щенок

Шла Света из школы. Около шоссе она увидела маленького щенка. Он сидел и жалобно скулил. Свете стало жалко щенка. Она погладила щенка по шёрстке, и щенок перестал скулить.

Когда Света принесла щенка домой, она напоила его свежим молоком. Потом Света положила щенка спать на подстилке. Щенок скоро привык к Свете.

ВОПРОСЫ:

1) Откуда шла Света?

2) Кого она увидела около шоссе?

3) Что делал щенок?

4)  Как Света погладила щенка?

5) Чем напоила щенка Света у себя дома?

6)  На чём уснул щенок?

7) Кто скоро привык к Свете?

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

1) Кого из животных ты взял бы к себе домой ясить?

2)  Как надо ухаживать за животными?


Сорока

Сорока любит блестящие вещи. Всё, что блестит, сорока тащит к себе. Увидит кусок стекла — унесёт к себе. Увидит серебряную монету — тоже утащит.

Как-то раз сорока попыталась утащить у Анфисы со стола кра­сивую блестящую серёжку. Сорока влетела в раскрытое окно и схватила серёжку. Анфиса вовремя спохватилась и вскрикнула. Сорока испугалась, выронила серёжку из клюва и улетела.

ВОПРОСЫ:

1) Какие вещи любит сорока?

2) Что может утащить к себе сорока?

3) Что сорока попыталась утащить у Анфисы?

4) Как она это сделала?

5) Почему сорока все-таки не утащила серёжку?

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

1) Какие птицы живут в городе?

2) Какие птицы живут в лесу?


Составление рассказа по заданным словам и картинкам

Работа по составлению рассказа:

1. Прочитать (прослушать) слова, рассмотреть картинки.

2. Составить для каждой картинки предложение, используя
данные слова.

3.  Рассказать историю, связав предложения в единый текст.

Всаду

Дом, сад, весна, сирень, середина сада, скамейка, Света, сегодня, синяя краска, кисть, покрасила, красота.

Образец рассказа:

Около дома есть сад. Наступила весна, и там распус­тилась сирень. В середине сада стоит скамейка. Света принесла синюю краску и кисть. Она покрасила скамейку. Скамейка стала красивой.


Обед

Тётя Сима, обед, гости, салат, капуста, суп, фасоль, плов, мясо, рис, кисель, брусника, стол, вкусно, спасибо.

Влесу

Максим, Алиса, автобус, лес, гуляли, сосна, сорока, осина, два подосиновика, кусты, маслята, песок, лосиные следы, дом, счастливые.

Рыбныйсуп

Сева, сегодня, рано, сеть, река, два часа, улов, щука, пять карасей, дом, мама, рыбный суп.


Стройка

Посёлок, стройка, новый дом, строители, строительные ма­шины, подъемный кран, экскаватор, работа, весь день, семь этажей, сорок квартир, новосёлы, радость.

Театр

Олеся, билет, спектакль «Белоснежка и семь гномов», краси­вый костюм, такси, десять часов, место, артисты, Белоснежка, красивая, семь гномов, смешные, аплодисменты.

Экскурсия

Дети, весь класс, экскурсия, университет, студенты, профес­сор, рассказ, профессии, посещение библиотеки, обед, столо­вая, вернулись, школа.



Литература

Балан СА. Наш веселый звонкий мяч. Кишинев, 1985. Богомолова AM. Логопедическое пособие для занятий с детьми. СПб.,1994.

Богуш А.М. Обучение правильной речи в детском саду. Киев, 1990.

ГегелияНА. Исправление недостатков произношения у школь­ников и взрослых. М., 1999.

Городилова В.И., Кудрявцева М.З. Чтение и письмо. СПб., М., 1995.

Ермакова И.И. Коррекция речи при ринолалии у детей и под­ростков. М., 1984.

Занимательное азбуковедение / Сост. В.В. Волина. М., 1991. Коноваленко В.В., Коноваленко СВ. Домашняя тетрадь для закрепления произношения звуков III, Ж. М., 1999. Коноваленко В.В., Коноваленко СВ. Дидактический материал по автоматизации звуков Ш, Ж у детей. М., 1999. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грам­матического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. СПб.,2001.

Литература и фантазия / Сост. Л.Е. Стрельцова. М., 1992. Лопухина И. Логопедия. М., 1996.

Нефёдова ЕА., Узорова О.В. Готовимся к школе. М., 2000. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. СПб., 2001.

Парамонова Л.Г. Упражнения для развития речи. СПб., 1999. Парамонова Л.Г. Стихи для развития речи. СПб., 1998. Парамонова Л.Г. Правописание шаг за шагом. СПб., 1998. Селиверстов ВМ. Речевые игры с детьми. М., 1994. Сухин И.Г. Весёлые скороговорки для «непослушных звуков». Ярославль, 2002.

Успенская Л.П., Успенский М.Б. Учитесь правильно говорить. Ч. 1.М.,1995.

1000 загадок / Сост. Н.В. Елкина, Т.И. Тарабрина. Ярославль, 1997.

23 января 2018 в 16:33

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.