Детский сад №64 г. Новокузнецк

Статья на тему"Логопедическое сопровождение детей с ОНР"

Логопедическое сопровождение ребенка с ОНР в рамках разработки и реализации индивидуальной образовательной программы

 

В практике процесс обучения и воспитания в основном ориентируется на средний уровень развития ребенка, поэтому не каждый воспитанник может в полной мере реализовать свои потенциальные возможности. А тем более ребенок с речевыми нарушениями. Это ставит перед нами - учителями – логопедами дошкольного образовательного учреждения задачу по созданию оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей каждого воспитанника, что возможно посредством разработки и реализации индивидуальной образовательной программы (ИОП). Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них психологически комфортной коррекционно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах ФГОС, лечение и оздоровление, воспитание для их самореализации и социализации через включение в разные виды социально значимой и творческой деятельности.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации и Законом «Об образовании» эти дети имеют равные со всеми права на образование. Этап дошкольного детства – время вхождения ребёнка с ОВЗ в первую общественную образовательную систему – систему дошкольного воспитания и обучения.

Индивидуализация обучения, воспитания и коррекции направлена, прежде всего, на преодоление несоответствия между уровнем который задают образовательные программы данной ступени, и реальными возможностями каждого воспитанника исходя из его конкретного речевого диагноза. Необходимость оптимизации учебной деятельности дошкольников с речевыми нарушениями диктуется задачами совершенствования коррекционно-развивающего обучения этой категории детей в условиях их интеграции в общеобразовательную среду. Одним из условий эффективности этого процесса является учет особых образовательных потребностей каждого ребенка, который может быть осуществлен лишь при индивидуально-дифференцированном обучении.

На сегодняшний день актуальна проблема сочетаемости коррекционной и общеразвивающей программы с целью построения комплексной коррекционно-развивающей модели, в которой определено взаимодействие всех участников образовательного процесса в достижении целей и задач образовательной программы детского сада.

Исходя из того, что основной целью детского сада, является социализация ребенка в обществе, которая в свою очередь невозможна в реализации без эффективной организации деятельности всех участников образовательных отношений, вытекают следующие вопросы: Как осуществить данное сопровождение в условиях детского сада? Как обеспечить полноценное развитие ребенка с ОВЗ в условиях ДОУ?

Решение данной проблемы возможно через разработку индивидуальной образовательной программы, интегрирующей содержание комплексной и коррекционных программ.

Для составления и реализации данной индивидуальной программы необходимо провести такие мероприятия:

анализ состояния здоровья ребенка, комплексное обследование его психического, интеллектуального, речевого развития со стороны педагогов-специалистов ДОУ;

разработка программы командой специалистов;

ознакомление родителей ребенка с предполагаемой программой;

индивидуальные консультации родителей социально-психологической службой ДОУ;

прием заявления родителей с согласием на использование индивидуальной программы для ребенка;

коррекционная работа воспитателей и специалистов ДОУ с родителями и детьми;

мониторинг качества освоения программы.

Каждый специалист несёт свой вклад в организацию обучения воспитанника с ОВЗ.

В содержание индивидуальной программы коррекционно-развивающей работы, составленной учителем-логопедом ДОУ, входят следующие разделы:

сведения о ребенке и семье, в которой он воспитывается;

результаты первичного логопедического и педагогического обследования, включающие собранный специалистами и врачами, обслуживающими ребенка, анамнез;

учебный план обучения ребенка с ОВЗ;

перспективное планирование коррекционно-развивающей работы;

поурочное планирование;

планирование работы учителя-логопеда с семьей;

консультации и материалы для практических занятий с родителями и педагогами;

мониторинг результатов совместной деятельности в триаде «логопед - ребенок с ОВЗ – родители» (в конце учебного года).

Работа логопеда направлена на максимальную коррекцию речевых отклонений. С этой целью логопед производит:

- определение сложности и выраженности речевых недостатков;

- постановка и автоматизация звуков;

- профилактика нарушений письменной речи;

- оказание консультативной помощи родителям;

- оказание консультативной и научно-методической помощи работникам МБДОУ;

- проведение интегрированных занятий.

Содержание программы определено с учетом дидактических принципов, которые для детей с осложненным ОНР приобретают особую значимость: от простого к сложному, систематичность, доступность и повторяемость материала.

25 мая 2018 в 05:03

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.