Детский сад №64 г. Новокузнецк
Статья на тему"Логопедическое сопровождение детей с ОНР"Логопедическое сопровождение ребенка с ОНР в рамках разработки и реализации индивидуальной образовательной программы
В практике процесс обучения и воспитания в основном ориентируется на средний уровень развития ребенка, поэтому не каждый воспитанник может в полной мере реализовать свои потенциальные возможности. А тем более ребенок с речевыми нарушениями. Это ставит перед нами - учителями – логопедами дошкольного образовательного учреждения задачу по созданию оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей каждого воспитанника, что возможно посредством разработки и реализации индивидуальной образовательной программы (ИОП). Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них психологически комфортной коррекционно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах ФГОС, лечение и оздоровление, воспитание для их самореализации и социализации через включение в разные виды социально значимой и творческой деятельности. В соответствии с Конституцией Российской Федерации и Законом «Об образовании» эти дети имеют равные со всеми права на образование. Этап дошкольного детства – время вхождения ребёнка с ОВЗ в первую общественную образовательную систему – систему дошкольного воспитания и обучения. Индивидуализация обучения, воспитания и коррекции направлена, прежде всего, на преодоление несоответствия между уровнем который задают образовательные программы данной ступени, и реальными возможностями каждого воспитанника исходя из его конкретного речевого диагноза. Необходимость оптимизации учебной деятельности дошкольников с речевыми нарушениями диктуется задачами совершенствования коррекционно-развивающего обучения этой категории детей в условиях их интеграции в общеобразовательную среду. Одним из условий эффективности этого процесса является учет особых образовательных потребностей каждого ребенка, который может быть осуществлен лишь при индивидуально-дифференцированном обучении. На сегодняшний день актуальна проблема сочетаемости коррекционной и общеразвивающей программы с целью построения комплексной коррекционно-развивающей модели, в которой определено взаимодействие всех участников образовательного процесса в достижении целей и задач образовательной программы детского сада. Исходя из того, что основной целью детского сада, является социализация ребенка в обществе, которая в свою очередь невозможна в реализации без эффективной организации деятельности всех участников образовательных отношений, вытекают следующие вопросы: Как осуществить данное сопровождение в условиях детского сада? Как обеспечить полноценное развитие ребенка с ОВЗ в условиях ДОУ? Решение данной проблемы возможно через разработку индивидуальной образовательной программы, интегрирующей содержание комплексной и коррекционных программ. Для составления и реализации данной индивидуальной программы необходимо провести такие мероприятия: анализ состояния здоровья ребенка, комплексное обследование его психического, интеллектуального, речевого развития со стороны педагогов-специалистов ДОУ; разработка программы командой специалистов; ознакомление родителей ребенка с предполагаемой программой; индивидуальные консультации родителей социально-психологической службой ДОУ; прием заявления родителей с согласием на использование индивидуальной программы для ребенка; коррекционная работа воспитателей и специалистов ДОУ с родителями и детьми; мониторинг качества освоения программы. Каждый специалист несёт свой вклад в организацию обучения воспитанника с ОВЗ. В содержание индивидуальной программы коррекционно-развивающей работы, составленной учителем-логопедом ДОУ, входят следующие разделы: сведения о ребенке и семье, в которой он воспитывается; результаты первичного логопедического и педагогического обследования, включающие собранный специалистами и врачами, обслуживающими ребенка, анамнез; учебный план обучения ребенка с ОВЗ; перспективное планирование коррекционно-развивающей работы; поурочное планирование; планирование работы учителя-логопеда с семьей; консультации и материалы для практических занятий с родителями и педагогами; мониторинг результатов совместной деятельности в триаде «логопед - ребенок с ОВЗ – родители» (в конце учебного года). Работа логопеда направлена на максимальную коррекцию речевых отклонений. С этой целью логопед производит: - определение сложности и выраженности речевых недостатков; - постановка и автоматизация звуков; - профилактика нарушений письменной речи; - оказание консультативной помощи родителям; - оказание консультативной и научно-методической помощи работникам МБДОУ; - проведение интегрированных занятий. Содержание программы определено с учетом дидактических принципов, которые для детей с осложненным ОНР приобретают особую значимость: от простого к сложному, систематичность, доступность и повторяемость материала. 25 мая 2018 в 05:03
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.