Детский сад №64 г. Новокузнецк

Игры на развитие звуко-буквенного анализа и письма

Звуко-буквенный анализ

Большинство игр трудно чётко подчинить какой-то одной задаче. Они требуют и внимания, и размышления, и применения знаний, и умения делать логические выводы. Поэтому распределение их по разделам достаточно условно, но это помогает работать над конкретной задачей.
Для того чтобы написать слово, ребёнок должен проделать несколько операций: разложить слово на звуки, установить их порядок, соотнести каждый звук с буквой. Для чтения, наоборот, соотнести каждую букву со звуком, который он обозначает. Кроме того, нужно уметь различать гласные и согласные звуки, твёрдость-мягкость согласных.
Поэтому мы начинаем с игр, помогающих освоить звуко-буквенный анализ, развить фонематические представления, зрительное внимание и мелкую моторику.

Памятка для звуко-буквенного разбора


1. Звуки мы слышим и говорим, буквы пишем и читаем. (Мы говорим о звуках, но обозначаем их на письме соответственно буквами.)

2. В русском языке 33 буквы: 10 букв, обозначающих гласные звуки (А, О, У, Э, Ы, И, Я, Е, Ё, Ю), 21 буква, обозначающая согласные звуки (Б, В, Г, Д, Ж, 3, Й, К, Л, М, Н, П, Р, С, Т, Ф, X, Ц, Ч, Ш, Щ) и ещё 2 особенные буквы (или знаки) — это Ъ и Ь.

3. Гласных звуков — 6 (А, О, Э, И, У, Ы). Согласных звуков гораздо больше. Они делятся на твёрдые и мягкие. Или, говоря иначе, образуют пары по твёрдости-мягкости, например, [н'] (мягкий звук) в слове тронь и [н] (твёрдый звук) в слове трон.(Обращаем ваше внимание, что по традиции мы звук записали в квадратных скобках — [н], а мягкость звука обозначили знаком '. Но детям мы этих значков пока не объясняем — они изучат это в школе. Дошкольники, выполняя звуко-буквенный разбор, используют цвет: красный — для обозначения гласных звуков, синий — для обозначения твёрдых согласных, зелёный — для обозначения мягких согласных).

4. Есть 3 всегда твёрдых согласных звука — это Ж, Ш, Ц и 3 всегда мягких согласных звука — это Й, Ч, Щ. Все остальные согласные звуки могут быть как твёрдыми, так и мягкими.

5. Гласные буквы Я, Е, Ё, Ю могут обозначать 1 звук (соответственно: я — [а], е — [э], ё — [о], ю — [у]), если стоят после согласных (например: мяч — [м'ач], белка — [б'элка], лён — [л'он], люк — [л'ук]), и 2 звука (я — [й'а], е — [й'э], ё — [й'о], ю — [й'у]), если стоят в начале слова (яма — [й'ама], енот [й'энот], ёлка [й'олка], юла — [й'ула]); после гласной (баян — [бай'ан], веер — [вей'ер], чаёк (от чай) — [чай'ок], баюн (кот-баюн) — [бай'ун], а также после Ъ и Ь (съел — [сй'эл], гроздья — [грозд'й'а], варенье — [варен'й'э], бельё — [бэл'й'о], вьюнок — [в'й'унок]).

6. Согласные также различаются по принципу звон кости-глухости. Всегда звонкие: Р, Л, М, Н, Й, всегда глухие: X, Ц, Ч, Щ. Остальные согласные образуют пары: Б - П, В - Ф, Г - К, Д - Т, Ж - Ш, 3 - С.

7. Слова делятся на слоги: сколько в слове гласных, столько и слогов.

Волна

Проведи волнистую линию так, чтобы гласные остались сверху, а согласные — снизу.

Скачайте картинки на компьютер и распечатайте для ребёнка

Чего больше?

Чего больше — гласных или согласных? Допиши буквы так, чтобы в каждой строчке гласных и согласных стало поровну.

Найди буквы

Подчеркни буквы, которые нужны тебе для составления слов: дом, лук.

 

Звуки и буквы

Раскрась квадраты в соответствии со значками: — красный, — синий, — зелёный. Соедини каждую букву в слове с правильной характеристикой звука.

Скачайте картинки на компьютер и распечатайте для ребёнка

Похожие и разные

Найди и соедини линиями слова, которые различаются только:

• одним гласным звуком (лук — лак);
• одним согласным звуком (рис — лис, раб — рад);
• порядком букв (кот — кто);
• твёрдостью-мягкостью первого звука (рад — ряд);
• твёрдостью-мягкостью последнего звука (мол — моль);
• твёрдостью-мягкостью первого и последнего звука (раб — рябь);
• звонкостью-глухостью первого звука (душ — туш).

Звуко-буквенный синтез

Соединение отдельных звуков или букв в целое слово — задача звуко-буквенного синтеза. Игры, собранные в этом разделе, помогают развитию мыслительных процессов анализа и синтеза, устойчивости произвольного внимания. В игровой форме ребёнок закрепляет фонетические характеристики звуков, учится выделять существенные признаки графического образа букв.
Вы можете играть с ребенком в свои варианты игр, используя другие буквы.

Разнобуквица

Найди и выпиши все большие буквы и составь слово, найди и выпиши все маленькие буквы и составь слово.
Найди все большие белые буквы, все большие чёрные буквы, все маленькие белые, все маленькие чёрные и составь из них слова.

Скачайте картинки на компьютер и распечатайте для ребёнка

. Недорого: купить телевизор - на сайте www.smart-shop.com.ua.

 

Пирамидки

Переложи кольца пирамидки так, чтобы образовалось новое слово.

 

Верни букву на место

Соедини линией букву с той клеточкой, где она должна стоять, чтобы получилось название картинки.

Слоговое домино

Допиши недостающие буквы так, чтобы половинки домино стали одинаковыми.

Назови буквы

Назови только те буквы, которые расположены посередине. Составь из них слово.

Назови только те буквы, которые расположены слева. Составь из них слово.

Назови только те буквы, которые расположены справа. Составь из них слово.

Соедини получившиеся слова с картинками.

Напиши и прочитай 

Напиши букву С (в клетке с точкой), потом — О, в конце—К.

Напиши букву О (в клетке с точкой), перед ней — С, после неё — М.

Напиши букву Р (в клетке с точкой), перед ней — О, перед О — Б.

В слове 4 буквы. Первая — О, последняя — А, перед А — Ц, после О — В.

лазерное удаление татуировок полностью и навсегда

 

Кубики

На каждом кубике — буквы одного слова, на каждой грани кубика — одна буква. Напиши в клетках внизу те буквы, которые не видны.

 

Большие и маленькие

Составь из этих букв два слова: одно из больших, другое из маленьких букв.

«Безгласные» кроссворды

Вставь в пропущенные клетки гласные. У каждого кроссворда — свой гласный.

26 июня 2018 в 06:21

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.