Детский сад №64 г. Новокузнецк
Домашняя школа речи или мама-первый учительДОМАШНЯЯ ШКОЛА РЕЧИ ИЛИ МАМА - ПЕРВЫЙ УЧИТЕЛЬ . МАМА– первый учитель для ребенка. При правильно организованных занятиях можно не только развить устную речь, но в какой-то мере исправить ее недостатки. Чтобы предупредить нарушения речи, мама может сделать многое. Систематические занятия дома помогут в этом. Заниматься нужно не меньше 3 раза в неделю, а лучше – ежедневно по 10-15 мин. Организуйте рабочее место маленького ученика: стол для занятий, удобный стульчик, полочка с книгами и рабочими тетрадями, зеркало. Обязательное условие – занятия должны нравиться ребенку. Добиться этого не так сложно. Во- первых, выбирайте время, когда малыш сыт, выспался, погулял, хорошо себя чувствует. Во-вторых, вписывайте занятия в распорядок дня и придерживайтесь его неукоснительно. В-третьих, чувствуйте настрой крохи. Если игра кажется ему скучной – найдите ей замену, такую, чтобы поставленная цель все-таки достиглась. Не стоит заставлять маленького ученика заниматься насильно. Давайте попробуем предложить малышу игры для развития речи. Расширение словаря и развитие связной речи Устройте кукольный театр с последующей игрой с персонажами. Натяните простыню, посадите кроху напротив, а сами спрячьтесь за импровизированной ширмой. Покажите спектакль «Колобок» с куклами-варежками. После показа дайте малышу потрогать куклы, надеть их на ручку. Попросите показать, кого колобок встретил первым, кого встретил потом. Чуть позже попробуйте рассказать и показать папе или бабушке эту сказку вместе. Игрушки в миске с фасолью. Закопайте разные мелкие предметы в большую миску с фасолью или чечевицей. Пусть кроха достает их и называет, кладет рядом. Затем разложенные игрушки показывает по вашей просьбе и выполняет с ними задания: «Поставь лису около мишки», «Спрячь бусинку в мешочек». Игры с мелкими предметами. Не спешите убирать игрушки! Простая игра помогает развить умение выделять последовательность действий, прислушиваться к речи другого человека. Попросите малыша: «Дай мне игрушки по порядку, когда я скажу: дай машинку, мячик и елку». Обобщения и классификации. Прекрасный способ расширить словарь. Положите перед ребенком много разных фруктов (или картинки с их изображением). Попросите найти и отложить в сторону только яблоки (разные по цвету, размеру, сорту) или найти среди картинок фрукты. Развитие слухового внимания Различные игры, направленные на развитие слухового внимания и фонематического слуха, помогают подготовить малыша к овладению чтением, а потом и письмом. Игра «Что звучало?» С музыкальными игрушками. Положите перед крохой металлофон, погремушку, барабан, дудочку, колокольчик. Пусть поиграет с ними. Потом попросите его отвернуться и поиграйте сами на одном из этих инструментов. Малыш должен повернуться и показать, что прозвучало. Артикуляционные упражнения Все подготовительные упражнения надо выполнять перед зеркалом для того, чтобы ребенок мог сам себя контролировать. Занимайтесь 3-4 раза в неделю по 5-7 мин. Особую осторожность следует проявлять в играх на дыхание. Чтобы не закружилась головка, предлагайте малышу только 1игру на занятие, контролируйте время игры. 1. Игра с губками «Трубочка и улыбка». Покажите ребенку, как нужно вытягивать губки трубочкой. Задача крохи – не только повторить, но и удержать «трубочку» 5-6 сек. То же – с улыбкой. 2. Игра со щечками «Надуй шарик». Учите малыша надувать щеки и удерживать их в таком положении. 3.Дыхательные игры «Подуй на свечку». Зажгите свечку. Завораживает, не правда ли? Воспользуемся этим для формирования максимальной сосредоточенности на занятии. Задача крохи – задуть свечу резким, коротким выдохом. «Кораблики». Налейте в тазик воду и набросайте туда шарики от пинг-понга. Задача: так подуть на шарики, чтобы они плыли, куда вам нужно. «Снежинки». Положите на свою ладошку кусочки белой ваты. С помощью длительного плавного выхода подуйте на них. «Снежинки» должны плавно спланировать на пол. Пальчиковые игры Игра на подносе с манкой. Нет ничего проще! Насыпьте тонким слоем манку на поднос. Вместе с малышом рисуйте пальчиком на манке разные картинки или геометрические элементы и фигуры и проговаривайте все-все слова одновременно с движениями пальчика. Игры с массажем и проговариванием стихотворения. Массируйте пальчики ребенка, читая стишок: Этот пальчик в лес пошел (размять мизинец), этот пальчик гриб нашел (безымянный), этот пальчик чистить стал (средний), этот пальчик резать стал (указательный). Ну а этот взял – и съел (большой палец), Оттого и потолстел! «Ежик». А вот и работа для малыша: он должен сам и показывать игру, и проговаривать вслед за вами стишок: Ежик, ежик колкий (руки сцеплены в замок, покачивайте в такт словам), Покажи иголки! Вот они, вот они, вот они (резко выпрямите пальцы рук). Ежик, ежик колкий (руки в замке с выпрямленными пальцами, покачивайте в такт словам), Убери иголки! Оп! (все пальчики резко опустите, уберите «иголки»). 26 июня 2018 в 06:44
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.